Вийо́н Франсуа (Villon) (1431/1432 - после 1463), французский поэт. В поэмах «Малое завещание» (1456), «Большое завещание» (1462), насыщенных автобиографическими намёками, нашли отражение сцены из жизни парижских низов (Вийон сам вёл богемную жизнь нищего и бродяги); мотивы одиночества, смерти сочетаются с дерзким прославлением земных радостей, ироническим отрицанием «здравого смысла» и аскетического идеала.
* * *
ВИЙОН Франсуа - ВИЙО́Н (Villon) Франсуа (1431 или 1432 - после 1463), французский поэт. В поэмах «Малое завещание» (1456), «Большое завещание» (1462), насыщенных автобиографическими намеками, нашли отражение сцены из жизни парижских низов; мотивы смерти сочетаются с дерзким прославлением земных радостей, ироническим отрицанием аскетизма и ханжества.
* * *
ВИЙО́Н (Villon) Франсуа (наст. имя и фамилия Франсуа де Монкорбье, Montcorbier) (1431, Париж - после 1463), выдающийся французский поэт позднего Средневековья.
Скудные свидетельства бурной жизни
О Франсуа Вийоне известно очень немного. Его отец умер, когда он был ребенком, и мальчика усыновил родственник Гийом де Вийон, капеллан церкви Святого Бенедикта. Он дал Франсуа свою фамилию. В 1452 Франсуа получил в парижском Университете степень магистра свободных искусств. Хотя слава о его прегрешениях и тяге к дурным компаниям уже преследовала его давно, первое столкновение с законом произошло лишь в 1455, когда он в поножовщине, возникшей из-за женщины, ранил клирика Филиппа Сермуаза. К этому времени он уже прославился своими стихами. Вся дальнейшая биография Вийона восстанавливается в основном по разрозненным свидетельствам о нем как о правонарушителе: к примеру, как о соучастнике ограбления в 1466 казны теологического факультета, хранившейся в Наваррском Коллеже, после чего он, опасаясь расследования дела, исчез из Парижа до 1461.
О том обществе, в котором время от времени вращался Вийон в последующие пять лет, свидетельствуют семь баллад, написанных им на воровском жаргоне, который уже в начале 16 века никто не понимал. В 1460 Вийона приговорили в Орлеане к смерти, поэта спасла только амнистия, объявленная в честь приезда в город трехлетней дочери герцога Карла Орлеанского (см. КАРЛ Орлеанский), Марии (это событие он отметил «Посланием Марии Орлеанской»). Ему опять-таки удается избегнуть наказания и в 1461, когда он был освобожден из тюрьмы в Мэн-сюр-Луар, благодаря амнистии, объявленной новым королем Людовиком XI (см. ЛЮДОВИК XI). Он пытается служить знаменитым принцам-поэтам Карлу Орлеанскому и Рене Анжуйскому, но не уживается при дворе ни одного из них и обращается с поэтической просьбой о денежном вспомоществовании к герцогу Жану Бурбону.
Творчество
Творчество Франсуа Вийона традиционно разделяется на три части - две крупные поэмы и набор отдельных стихотворений. Первая из них - его поэма 1456 «Лэ» («Малое завещание»). Ее герои, адресаты «распоряжений» Вийона, - его парижские приятели и собутыльники; это выражение любви к жизни во всех ее проявлениях, голос неунывающего, острого на язык парижского школяра. Всего пять лет отделяют «Лэ» от второй поэмы - «Завещания» («Большое завещание»), но теперь это исповедь человека, борющегося со страхом смерти убеждением самого себя и всех окружающих в ее неизбежности, в тленности всего сущего - «все ветер унесет с собой». Эта поэма - точный образ мировоззрения того времени, когда смерть была чуть ли не будничным явлением, придавая особую остроту наслаждению радостями сего дня.
По форме «Завещание» - набор баллад, повествующих о «дамах» и «сеньорах» «минувших времен», о «парижанках», о «толстушке Марго», наконец, о внутренних противоречиях самого автора, объединенных мыслью о бренности земной жизни. Об этом разладе свидетельствуют сами названия отдельных стихотворений Вийона, например, «Разговор души и тела Вийона», так и не приходящих к согласию.
Последние годы
После возвращения в Париж в 1462 Вийон едва успевает избавиться от неприятностей, связанных с расследованием дела о Наваррском Коллеже, как попадает в тюрьму Шатле в связи с делом о драке, в которой он принимал только косвенное участие, но зато повлекшей за собой ранение папского нотариуса. Сперва Вийона приговаривают к повешению, но после поданной им апелляции и доследования устанавливается его невиновность. Однако власти, желая избавить город от этого неблагонадежного «рецидивиста», 5 января 1463 приказывают поэту покинуть Париж на десятилетний срок. Тогда он пишет свою «Балладу суду», прошение о предоставлении ему трех дней отсрочки исполнения приговора. Суд смилостивился, и запись об этой отсрочке - последнее имеющееся свидетельство о его жизни, дальнейшие следы Вийона теряются. Достоверно известно, что в 1489, когда в свет вышло первое издание его стихов, их автора уже не было в живых.
Посмертное признание
Следующая редакция сборника появляется в 1532 стараниями знаменитого поэта «Плеяды» Клемана Маро (см. МАРО Клеман); примерно за полвека Вийона переиздают 32 раза, что для 15-16 вв. является свидетельством его неслыханной популярности. Вийон выводится в «Гаргантюа и Пантагрюэле» Ф. Рабле (см. РАБЛЕ Франсуа), где рассказывается, что он переехал в Пуатье и был там клириком (это не невероятное утверждение: сохранились стихи Вийона на пуатевенском наречии). О Вийоне с похвалой отзывались и многие поэты века Просвещения (Лафонтен (см. ЛАФОНТЕН Жан де), Буало (см. БУАЛО Никола), Мольер (см. МОЛЬЕР), Бомарше (см. БОМАРШЕ Пьер Огюстен)), но изданий его стихов почти не было. Затем, после долгого перерыва, интерес к нему возрождается, в частности, стараниями Теофиля Готье (см. ГОТЬЕ Теофиль) в эпоху романтизма, в 19 веке, когда страстность и откровенность его поэзии уже не вызывают реакции отторжения, характерной для эстетики придворного искусства 16, 17 и 18 веков. Верлен (см. ВЕРЛЕН Поль) и Бодлер (см. БОДЛЕР Шарль) уже считают его своим предшественником, ценя в нем не только искренность, но и отточенность поэтической формы.
Сама личность Вийона неоднократно привлекала внимание, его делали своим героем Р. Стивенсон (см. СТИВЕНСОН Роберт Луис), Ф. Карко, в России П. Г. Антокольский (см. АНТОКОЛЬСКИЙ Павел Григорьевич) и др. Среди его переводчиков на русский язык был Н. С. Гумилев (см. ГУМИЛЕВ Николай Степанович).